МВД впервые установит своим приказом требования к экзаменаторам ГИБДД, проверяющим навыки кандидатов в водители: возраст — не моложе 25 лет, высшее образование, стаж вождения не менее пяти лет.
Инспектор обязан также владеть навыками «межличностного общения в конфликтных ситуациях» и уметь оказывать первую помощь. Документ повысит уровень «общественного доверия к полиции в целом», считают в МВД.
МВД опубликовало на regulation.gov.ru проект приказа, в котором будут описаны требования к инспекторам ГИБДД, принимающим экзамены на водительские права.
Сотрудники не могут быть моложе 25 лет, при этом должны иметь высшее образование и стаж управления транспортными средствами от пяти лет. Они должны знать КоАП, УК РФ, различные нормативные акты, порядок оказания первой помощи лицам, пострадавшим в ДТП. Сотрудники также обязаны владеть навыками «межличностного общения, в том числе в конфликтных ситуациях» и уметь распознать опасную обстановку на дороге, которая может возникнуть во время экзамена.
Проект приказа разработан в рамках реформы, цель которой — снизить количество ДТП из-за действий начинающих водителей. Реформа начата в 2011 года, с тех пор был принят закон о новых категориях водительских прав (в том числе М — мопеды, А1 — легкие мотоциклы и т. д.) и ужесточены требования к автошколам. Последним важным этапом стали усложненные правила сдачи экзаменов в ГИБДД (действуют с 1 сентября), теперь вводятся требования и к тем, кто их принимает. «Введение требований позволит повысить не только качество приема экзаменов, но и уровень общественного доверия к сотрудникам Госавтоинспекции и полиции в целом»,— сказано в пояснительной записке к проекту приказа. При разработке документа, утверждают в МВД, учитывался международный опыт.
«До сих пор экзаменаторы в ГИБДД фактически не готовились, проходя лишь внутренний инструктаж в подразделениях, — говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.
— Такой подготовки стало явно недостаточно с учетом происходивших за последние годы изменений в законодательстве. Ведь экзаменатор должен знать множество нюансов — как управлять дублирующими педалями, как правильно оценивать качество подготовки и так далее». При этом проект, по ее мнению, следует доработать: экзаменаторы должны владеть основами возрастной психологии, педагогики, взаимодействия с инвалидами. «Инспектор должен обязательно разбираться в документах, которые регламентируют профессиональное обучение, — подчеркнула она.
— Бывают ситуации, когда человек окончил курсы в автошколе, которая преподает по сокращенной программе, и вообще не имеет нужной лицензии, но экзаменатор не разбирается — какая-то лицензия есть, и хорошо, допускаем человека до экзамена. А потом при прокурорской проверке выясняется, что обучение это было незаконно, и права аннулируют. Этой ситуацию можно избежать, если экзаменатор будет владеть необходимой информацией».
В июне 2016 года в Москве около 200 выпускников автошколы под названием АНО «Центр профессионального транспортного образования» сдали экзамены в ГИБДД, а потом получили извещения о том, что права нужно вернуть, поскольку в ходе прокурорской проверки выяснилось, что центр не имел права преподавать (не было нужной лицензии). Аналогичная ситуация сложилась в 2015 году в Краснодарском крае, где права были аннулированы у 40 человек.
Источник: Газета «Коммерсантъ» №182 от 03.10.2016, стр. 5