Среди крупнейших событий второй мировой войны великая битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице первого в мире социалистического государства, хваленая гитлеровская армия, в течение двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение.
Разгром фашистских войск под Москвой явился началом коренного поворота в ходе войны. Окончательно был похоронен гитлеровский план «блицкрига»; перед всем миром была развенчана фальшивая легенда о «непобедимости» гитлеровской армии.
В последние дни ноября 1941 года, видя, что вступление в Москву задерживается, Гитлер приказал подтянуть к Красной Поляне дальнобойную артиллерию и начать обстрел советской столицы. В военном отношении это была пустая затея, а вот в пропагандистском… Тут можно было поиграть большую игру. И недаром в Красную Поляну Геббельс направил целую киноэкспедицию — снимать фильм об обстреле столицы СССР. Этот фильм правители фашистской Германии рассчитывали показать японцам, которые все еще проявляли нерешительность в отношении СССР.
Но затея с обстрелом, а, следовательно, и с кинофильмом бесславно провалилась. Как провалилась и попытка овладеть Москвой.
К 4 – 5 декабря на фронте под Москвой наступило затишье. Немецко-фашистские войска выдохлись, их наступление захлебнулось.
А советское командование только и ждало этого момента! Оно заранее, еще в ходе тяжелейших ноябрьских боев, разработало детальный план перехода наших войск в большое контрнаступление с целью полной ликвидации угрозы столице СССР. Соблюдая все меры предосторожности, в глубокой тайне от врага Ставка готовила это контрнаступление — формировала необходимые резервы, накапливала вооружение, боеприпасы, горючее, продовольствие, зимнее обмундирование для воинов.
И вот 5 декабря, хотя не все еще было готово к проведению контрнаступления и превосходства над силами противника достигнуть пока не удалось, советское командование приняло смелое решение: приступить к осуществлению плана контрнаступления, ибо оперативная и стратегическая обстановка складывалась в нашу пользу.
Советское командование действовало энергично и решительно. Пока враг не перегруппировал свои силы для обороны, пока он еще не начал строить оборонительных сооружений, нужно идти в наступление. И войска получили приказ: «Вперед!».
6 декабря 1941 г. войска Западного (командующий — генерал Г. К. Жуков), Калининского (командующий — генерал И. С. Конев) и Юго-Западного (командующий — маршал С. К. Тимошенко) фронтов перешли в решительное контрнаступление.
Мощные удары советских войск явились настоящим сюрпризом для врага. Фашистское командование, было уверено, что у Советской Армии под Москвой нет сил для наступления, что она хотя и может наносить отдельные сильные удары, но перейти в общее наступление по всему фронту не в состоянии. А Советская Армия оказалась в состоянии это сделать!
И как! Фашисты откатывались назад, теряя технику, бросая нетронутыми склады с горючим, боеприпасами. Солдаты вермахта только и успевали, что поднимать руки вверх и твердить заученно: «Гитлер капут!».
В ходе контрнаступления 5–6 декабря, советские войска освободили от захватчиков свыше 11 тысяч населенных пунктов и нанесли тяжелое поражение 38 вражеским дивизиям. В результате контрнаступления и общего наступления враг был отброшен на запад на 150–400 км. Успешное продвижение советских войск заставило Гитлера 8 декабря отдать директиву о переходе к обороне по всей линии фронта.Освобождая все новые и новые населенные пункты, наши воины увидели, что принесли захватчики советским людям. Сожженные города и села, виселицы, разграбленные музеи, библиотеки, Дома культуры, взорванные памятники старины, зверская расправа с мирным населением, рабский труд — все это вызывало ненависть к фашизму, желание как можно скорее очистить от него советскую землю. Все это повышало наступательный порыв бойцов.
Контрнаступление советских войск под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии по всему советско-германскому фронту. Это было началом коренного поворота событий в ходе Великой Отечественной войны.
Наши войска окончательно похоронили фашистский план «молниеносной войны» и развеяли миф о непобедимости германской армии. Провалились расчеты гитлеровцев на непрочность советского общественного и государственного строя, советского тыла.
В итоге гитлеровское командование вынуждено было перейти к стратегической обороне на всем советско-германском фронте.