Вернется ли самоподготовка в законодательство?

Удивительный законопроект был внесен в Госдуму. Он предполагает возможность инвалидам самостоятельно обучаться вождению автомобилей и возвращает термин «самоподготовка» в законодательство.

Автором этой инициативы выступил Владимир Крупенников. Он предложил поправить закон о безопасности дорожного движения, внеся в него корректировку, что инвалидам достаточно самостоятельной подготовки для сдачи экзаменов ГИБДД на водительское удостоверение.

Напомним, от самостоятельной подготовки отказались не просто так. Пока она была, прийти в ГИБДД и сдать экзамены на право управления мог любой человек. Но не каждый действительно это мог. Некоторые, как бы автошколы, пользовались подобной ситуацией. За несколько лекций и определенное количество рублей, они якобы готовили водителей, о чем выдавали свидетельства об окончании автошколы. После чего ее ученики шли в ГИБДД и пытались там сдать экзамен. Некоторым на это требовалось более 40 посещений.

Поэтому от самоподготовки отказались. Ведь никто не готовит у нас хирургов заочно? Чем водитель хуже? Он может отправить на тот свет гораздо большее количество народа легким движением руля не в ту сторону.

Депутат сообщает в своей пояснительной записке, что у нас нет автошкол для инвалидов, а подразделения ГИБДД не обеспечены всем необходимым, чтобы принимать у них экзамены. Увы, но только в Москве несколько автошкол обучают именно инвалидов. Принимать экзамены сотрудники столичного ГИБДД выезжают именно к ним, благо новое законодательство это позволяет. Недавно запущенное в эксплуатацию новое здание одного из экзаменационных подразделений столичного ГИБДД также оборудовано всем необходимым, чтобы принять на своей территории инвалидов.

В то же время к такому пассажу в законодательстве стоит отнестись серьезно. Разрешение самоподготовки для кого бы то ни было — это реальная угроза подготовке водителей. Как говорят руководители автошкол, у нас моментально половина водителей окажется инвалидами.

Даже после введения очень жестких требований к автошколам, многие находят лазейки, чтобы не готовить водителей, а продавать свидетельства о получении профессии водитель — именно так называется документ, который получает курсант по окончании обучения и с которым идет сдавать экзамен в ГИБДД. Например, чтобы получить лицензию или заключения ГИБДД, подписывается договор с владельцем некоторой асфальтированной территории. После получения нужных заключений договор разрывается. Сейчас в минэкономразвития обсуждается возможность предоставления ГИБДД права контроля за автошколами в процессе подготовки водителей.

По данным «РГ» готовятся поправки, согласно которым лицензирование автошкол будет передано в подразделения МВД. Раньше именно Госавтоиспекция полностью контролировала подготовку водителей. Теперь функции распределены.

Но не сказать, чтобы они качественно сказывались на результатах. Только в Москве за полгода выдано впервые 39 тысяч прав. Это на 13 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Сдали экзамен с первого раза почти 6,8 тысяч человек. Это на 15 процентов меньше, чем годом ранее. А в среднем в столице сдает с первого раза лишь 17 процентов будущих водителей.

«Российская газета» — Федеральный выпуск №6722 (151)