В журнале «Автошкола» № 7 (июль 2012 года) опубликованы окончательные данные о состоянии аварийности в нашей стране за 2011 год и первые 4 месяца 2012 года. Её краткое содержание отражено в статье «Мы наступаем на ржавые грабли».
Так вот, результаты эти – неутешительные. А если смотреть правде в глаза – просто ужасающие. Как будто не было переломных тенденций 2010-2011 гг., когда казалось, что усилия, предпринятые и властью, и общественными организациями, стали превращаться в реальные сохранённые жизни, сбережённое здоровье.
В прошлом году кривые смертности и травматизма поползли вниз. Казалось: внедряя новые стандарты дорожной безопасности, вкладывая в головы кандидатов в водители истинные ценности, мы приближаемся к лучшим европейским и мировым показателям.
Но в итоге наступили даже не на старые, а на ржавые грабли. Мы вернулись к показателям начала и середины 2000-х, когда за год на дорогах страны погибало население целого небольшого города. Причём, что самое удивительное (и самоубийственное), — рост числа ДТП с участием пьяных водителей.
Что стало причиной этого? Пока специалисты разбираются, мы вспомним ещё раз об ответственности учителей за своих учеников. Как писал Сент-Экзюпери, «мы в ответе за тех, кого приручили»».
Исходя из этих, как указывается в статье, печальных данных, хочется еще раз остановиться на качестве подготовки водителей на примере самой востребованной в настоящее время категории «В» — водителей легковых автомобилей и грузовых с разрешённой максимальной массой до 3,5 тонн.
Примерная программа водителей ТС категории «В» утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2011 года № 636.
Программой предусмотрен минимум теоретических занятий в количестве 106 часов, куда входят предмет «Основы законодательства в сфере дорожного движения» — 48 часов, «Устройство и техническое обслуживание ТС» — 15 часов, «Основы безопасного управления ТС» — 18 часов и ПМП – 24 часа. Теоретические занятия завершаются итоговой аттестацией – 1 час. На итоговой аттестации, из опыта передовых автомобильных школ, для успешной сдачи экзамена в ГИБДД предлагаются 2 билета по 20 вопросов, на которые кандидат в водители обязан ответить без единой ошибки. На экзаменах в ГИБДД предлагается 1 билет с 20 вопросами, где допускается для успешной сдачи не более двух ошибок. Жёсткость внутреннего экзамена даёт 100% уверенность сдачи экзамена в ГИБДД.
Согласно программе, кандидат в водители обязан отработать 50 часов практического вождения автомобиля к 106 часам теоретических занятий, итого примерная программа состоит из 156 часов.
При наличии автотренажёров в учебной организации 6 часов из 50 отрабатываются на автотренажёрах и 44 на автомобилях. При отсутствии тренажёров все 50 часов отрабатываются на автомобилях, при этом проводятся 4 контрольных проверки по 1 часу. Каждая учебная организация вправе и обязана на основании примерной программы разработать рабочую программу, но изменять количество часов в сторону уменьшения – запрещается.
То есть 106 теоретических часов и 50 часов практического вождения – это минимум при подготовке водителей категории «В».
По желанию учащихся количество часов может быть увеличено за дополнительную плату, и в основном, как показывает практика, это часы вождения автомобиля. Дополнительные часы кандидат в водители может брать после того, как будут отработаны все часы, отведённые по программе. Стоимость одного часа, в зависимости от разработанной калькуляции, составляет от 300 до 500 рублей за 1 час. Чем больше база, тем больше затрат на её содержание и тем выше часовая ставка.
Многие частные школы, как в Астраханской области, так и у наших соседей в Волгоградской области, обучают водителей при стоимости от 10 000 до 15 000 рублей. Цена реальная, но только за 50 практических занятий. Если отбросить 106 часов теоретической подготовки, то один час вождения, при стоимости обучения в 15 000 рублей стоит 300 рублей. Но где остальные 106 часов теории, ведь занятия ведут преподаватели, мастера, где коммунальные, эксплуатационные расходы? Если это подготовка по принципу самоподготовки, то такие кандидаты в водители все равно в ГИБДД представляют свидетельства подготовки водителей категории «В», а программа у нас в стране единая, о которых говорилось выше.
Плохие дороги, дисциплина водителей на дороге, пьянство за рулём, затяжной процесс по отмене самоподготовки в Госдуме, это важные факторы аварийности. Но, всё же, качество подготовки водителей остаётся на совести учебных организаций, ведущих эту подготовку. Здесь уместна русская поговорка – «бесплатный сыр только в мышеловке».
Всем гражданам необходимо уяснить, что чем ниже стоимость обучения, тем ниже качество подготовки. Каждый должен насторожиться и задать себе вопрос, враг ли он сам себе и особенно окружающим его людям. А что происходит на дорогах нашей страны, мы видим с телеэкрана. Редко проходит выпуск новостей без первой новости об автокатастрофах, где гибнут взрослые и дети. Даже материалы с первыми лицами нашей страны уходят на второй план.
Всё это присуще и нашему городу, а те люди, преподаватели, которые десятки лет занимаются подготовкой водительских кадров, вкладывая в это дело всю свою душу и умение, оказываются в ранге кляузников, людей выступающих против развития бизнеса, людей неспособных работать в конкурентной среде, не понимающих демократических преобразований и людей, добивающихся монополизации в сфере подготовки водительских кадров.
Прежде, чем пойти учиться в ту или иную школу, необходимо поинтересоваться, кто Вас будет учить, чему Вас будут учить и на какой базе, пройтись по учебным аудиториям, посмотреть на автомобили, на учебный автодром, поинтересоваться о стоимости обучения и из чего она складывается. Или хотя бы подойти к информационному щиту и ознакомиться со всеми материалами, которые там есть. А наличие информационного стенда с материалами является обязательным лицензионным требованием для каждой учебной организации.
Если нет достоверной информации, значит, в самом начале Вас пытаются увести в сторону от реальной действительности.
Помните, что автомобиль остаётся средством повышенной опасности. А если этим транспортным средством управляет водитель со слабыми знаниями Основ законодательства в сфере дорожного движения и тем более со слабыми навыками в вождении автомобиля, эта опасность увеличивается во много раз.
Берегите себя и окружающих Вас участников дорожного движения.
Начальник Ахтубинской автошколы
ДОСААФ России Н.В. Черменцев