В последние 2-3 года мы видим резкое увеличение количества легковых автомобилей как у нас в городе и районе, так и в целом по стране.
И это является несомненным показателем улучшения благосостояния населения России, в том числе и ахтубинцев. И это нас всех, несомненно, радует. Наконец-то автомобиль потихоньку начинает становиться не роскошью, а средством передвижения.
В связи с этим естественно увеличилось и число желающих получить «права» на управление автомобилем. А раз есть спрос, значит, есть и предложение, и количество организаций проводящих обучение водителей растет с каждым днем на глазах.
Конечно же, на этом фоне должна развиваться и другая сторона – обеспечение безопасности дорожного движения.
Но у России в этом плане не все так гладко как хотелось бы.
И те проблемы касающиеся обеспечения безопасности на дороге, как и в любом населенном пункте нашей страны, есть, конечно же, и в Ахтубинске. Есть вопросы и по поводу строительства и ремонта дорог, и обустройства пешеходных переходов и остановок общественного транспорта, и нехватки дорожных знаков и разметки, да и вообще организации дорожного движения.
Но хотелось бы отметить, что органы местного самоуправления, как районная, так и городская администрации не устраняются от решения этих проблем и решают их по мере важности и, конечно же, наличия финансирования.
Тем более что на каждом заседании комиссии по безопасности дорожного движения при Главе администрации МО «Ахтубинский район», в состав которой я вхожу, рассматривается вопрос обеспечения безопасности на дорогах города и района, и стоит он в повестке дня на первом месте.
Конечно же меня как ахтубинца и водителя не всегда устраивает та дорожная ситуация которая сложилась на сегодняшний день у нас, но в то же время дороги г. Ахтубинска и района на общем фоне выглядят довольно таки не плохо по сравнению с другими регионами. И работа по ремонту ведется, что мы видим хотя бы на примере производимого по городу ямочного ремонта и других моментов.
Но в данной статье мне как руководителю учебной организации занимающейся подготовкой водителей хотелось бы раскрыть вопрос, который очень сильно влияет на безопасность на дороге, а именно вопрос подготовки водителей самой востребованной на данный момент категории «В» (водителей легковых автомобилей и грузовых разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн).
Производить подготовку кандидатов в водители могут образовательные учреждения, имеющие соответствующую лицензию на оказание данного вида услуг, имеющие соответствующую материально-техническую базу и работающие по стандартам РФ (дата введения 15.10.1996 г.) и учебным программам установленным приказом Министерства образования и науки РФ № 278 от 30.09.2008 г.
Согласно утвержденным программам Минобрнауки РФ и согласованных с Министерством транспорта РФ и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, каждый кандидат в водители обязан наряду с теоретической подготовкой в объеме 106 часов, отработать 50 часов практических занятий по вождению автомобиля. При наличии в учебной организации автотренажеров – 6 часов на них, а 44 часа на учебном автомобиле, оборудованном согласно требований ПДД. При всем этом первоначальное обучение вождению автомобиля производится на закрытой площадке (автодроме) и только после получения обучаемым соответствующих навыков, по дорогам общего пользования, маршрут движения по которым обязательно согласовывается с административными органами и ГИБДД.
Все эти требования в полном объеме выполняются в Ахтубинской автошколе ДОСААФ России, являющейся на сегодняшний день и на протяжении нескольких лет одной из лучших по качеству подготовки специалистов массовых-технических профессий и специалистов для Вооруженных Сил РФ, как в Астраханской области, так и в Южном Федеральном округе.
И этому свидетельствуют не только первые места занятые автошколой, но и благодарственные письма, и отзывы учеников, прошедших обучение и получивших водительские удостоверения.
Но в этом году у нас в Ахтубинске сложилась довольно таки серьезная и настораживающая ситуация в плане подготовки молодых водителей и сдачи практических экзаменов. А именно тот факт, что в последнее время наблюдается наплыв кандидатов в водители проходивших обучение в г. Ленинск, г. Волжский и г. Волгоград и желающих сдать экзамен у нас в Ахтубинске при этом используя наш автодром и наши учебные автомобили.
Я как руководитель, нисколько не против этого, так как у нас в автошколе также проходят обучение иногородние, и сдавать экзамены они будут по месту жительства и регистрации. И тем более я не вправе вмешиваться в учебный процесс организованный своими коллегами.
Но, во-первых, беспокоит и удивляет один момент в плане подготовки водителей прибывших из других городов.
Беседуя с учениками, проходившими обучение за пределами нашей области, выясняется, что учебные часы подготовки в лучшем случае неотработанны в полном объёме, а в худшем, сами понимаете, их нет совсем.
На вопрос заданный мной таким будущим «водителям» из Золотухи, П-Займища, Кап Яра, «а как вы посещали занятия, проходя обучение в Ленинске или Волгограде?», следовало или молчание или ответ, потупив глаза, что их возили родственники (а это минимум 2 месяца, 5 раз в неделю на теоретические занятия и 25 раз в рабочее время на практические, по вождению автомобиля).
При этом стоимость обучения колеблется от 10 до 15 тысяч рублей за теоретические занятия и 8 750 за практические занятия (25 занятий*350 рублей), итого 18 750 – 23 750 рублей за курс обучения (в Ахтубинской автошколе стоимость 27 500 рублей). Ну и плюс еще расходы на проезд к месту обучения, хотя бы в г. Ленинск, и, конечно же, время. Сам по себе возникает разумный вопрос, а в чем же весь смысл такого обучения?
А смысл есть, это те реальные 10 – 15 тысяч, которые наши уважаемые ахтубинцы отдают за документы, выдаваемые учебными организациями, и необходимыми для предоставления их при сдаче экзаменов в ГИБДД. Ну а качество подготовки таких будущих «водителей» сами понимаете, естественно вызывает сомнения.
Но это еще не все, есть еще и вторая сторона в истории Всеахтубинского обмана.
Учебная организация, выдавшая документы об окончании курсов, полностью снимает с себя ответственность за дальнейшую судьбу бывшего своего ученика, а теперь кандидата в «водители».
Все кандидаты в водители представляют документы необходимые для сдачи экзаменов в РЭГ ГИБДД по Ахтубинскому району. Причин для отказа в приеме экзаменов у сотрудников РЭГ нет никаких.
Далее кандидат сдает теоретический экзамен по Основам законодательства в сфере дорожного движения, здесь тоже вопросов нет.
Но далее наступает практический экзамен, состоящий из двух обязательных этапов.
I этап самостоятельное управление (без присутствия инструктора) учебным автомобилем на закрытой, пролицензированной по месту лицензирования учебной организации, площадке (автодроме).
И II этап вождение учебного автомобиля по городу, по маршрутам согласованным и утвержденным ГИБДД.
При этом практический экзамен принимается на площадке и оборудованных автомобилях предоставленных ГИБДД или соответствующей учебной организации производившей подготовку данного кандидата в водители.
К сожалению РЭГ ГИБДД Ахтубинского района пока что не имеет такой возможности из-за отсутствия транспорта, принимать экзамены у себя (имеется только в Астрахани).
Поэтому всем, в том числе и проходившим обучение не в нашей автошколе, приходиться сдавать экзамены на автомобилях и площадке Ахтубинской автошколы ДОСААФ России.
Эти люди показывают документы об окончании и требуют предоставить транспорт и площадку, хотя я думаю, все понимают, что мы не обязаны этого делать.
Учитывая то, что с введением в 2011 году Административного регламента, максимальный срок предоставления государственной услуги связанной с приемом и выдачей водительского удостоверения (при условии сдачи экзаменов с первого раза) не должен превышать 4 часа 30 минут (пункт 13.1 Административного регламента) проблем у кандидатов в водители с получением «прав» быть не должно.
Но начиная с декабря прошлого года учащиеся нашей автошколы, закончившие обучение от 1,5 до 2 месяцев не могут получить водительские удостоверения. Люди сдавшие экзамены в автошколе, теоретический экзамен (более 90% с первого раза) и I этап практического экзамена в ГИБДД, отпрашиваясь с работы каждый четверг и пятницу, не могут попасть на II этап вождения по городу. А если и попадают в максимальное количество 10 счастливчиков, то вероятность сдать экзамен с первого раза минимальна.
И это понятно. Из четырех утвержденным начальником ГИБДД маршрутов движения, экзаменатор принципиально использует только часть одного, а именно обязательный проезд через перекресток на Хитром рынке. При этом в большинстве случаев не сдавшие получают оценку своих действий в виде формулировки «не уверенное управление транспортным средством».
Водители г. Ахтубинска, которые проезжают этот перекресток каждый день с 16 до 18 часов (а это время проведения экзамена) представляют то состояние, которое испытывает опытный водитель, не говоря уже о чувствах «новичка».
Мне как руководителю крайне не понятна та ситуация которая сложилась при сдаче II этапа экзамена по вождению. Мы даем нашим ученикам вождение в полном объеме по тем же самым маршрутам, при этом ученики прекрасно знают ПДД и умело управляют автомобилем, подтверждая это двумя сданными экзаменами. Но результат сдачи второго этапа практически нулевой (из 10 сдает 1).
Следующий момент. Из-за того что на практический экзамен попадает только небольшая часть группы состоящей из тридцати человек, а группы на экзамен в ГИБДД мы представляем каждый месяц (2-3 группы) создалась большая очередь.
После комплектования учебной группы и регистрации её в ГИБДД, начальником ОГИБДД по Ахтубинскому району утверждается дата проведения экзамена. Но эти даты последнее время постоянно переносятся, минимум на неделю, по разным объективным и понятным мне причинам. Но непонятным будущим водителям.
У учеников все это вызывает естественно недовольство, ведь люди заранее начинают подстраиваться под эту дату, и предъявляют претензии автошколе, которая со своей стороны выполнила все договорные обязательства.
Далее следуют звонки в районное и областное ГИБДД, где обещают разобраться в сложившейся ситуации. Но результатом всех перипетий остается следующее.
Кто-то, не выдержав, едет сдавать экзамены в Знаменск, Харабали, Астрахань и даже сделав временную регистрацию в Волгоград.
А кто-то, и таких большинство с изрядно потрепанными нервами каждый четверг приходит в автошколу и надеется, что сегодня попадет на экзамен.
И день сдачи экзамена превратился, извините меня за такое сравнение, в день Победы. Люди, а в большинстве это женщины, кто наконец-то сдал, уходят со слезами радости, а кто не попал на экзамен, со слезами отчаяния.
В связи с этим в Ахтубинской автошколе ДОСААФ России, по согласованию с руководством РО ДОСААФ России Астраханской области стал вопрос об отказе в предоставлении учебных транспортных средств и учебной площадки лицам, проходившим обучение в других регионах по ниже перечисленным причинам:
1. Из-за образовавшейся очереди наши бывшие ученики не могут попасть на практический экзамен по вождению автомобиля до двух месяца, при этом, не имея ни каких причин для отказа.
2. В связи с тем, что при сдаче I этапа практического экзамена кандидат в водители управляет учебным автомобилем автошколы самостоятельно, у меня как у руководителя, да точно также у инструктора, за которым закреплен автомобиль, нет ни какой уверенности в безопасности при проведении экзамена, за которую я и он отвечаем лично.
3. На данный момент у автошколы нет возможности в предоставлении транспортных средств и площадки, даже за плату, так как все учебные автомобили задействованы в учебном процессе на отработке полного объёма часов вождения.
4. Мне как руководителю автошколы, проработавшему в этой должности не один десяток лет, не безразлично с какими знаниями и навыками будет сидеть за рулем автомобиля «молодой» водитель. И также не безразличны отдельные высказывания по поводу плохой подготовки в нашей автошколе и плохого приема экзаменов в ГИБДД. Все это якобы в совокупности очень сильно влияет на количество ДТП в Ахтубинском районе.
Но я еще раз повторюсь по поводу практических занятий полученных за пределами нашей области. Для того чтобы сдать экзамен достаточен минимум практических занятий, но для того что безопасно управлять автомобилем даже отведенных программой 50 часов недостаточно. А ведь многие на вопрос сколько вы раз были на вождении, отвечают «сколько надо».
И вот это конечно очень сильно влияет на то, что на данный момент творится на российских дорогах. Тот беспредел, который мы ежедневно видим в Ахтубинске. И именно по таким водителям и складывается общественно мнение и о качестве подготовки и объективности приема экзаменов.
Но, так или иначе, Ахтубинская автошкола ДОСААФ России будет и впредь оказывать услуги по выделению транспорта и площадки для сдачи практического экзамена ахтубинцам проходившим обучение в других регионах. Но естественно, ни в коем случае не в ущерб учащимся нашей школы.
Ведь люди, по сути, ни в чем не виноваты. Россия свободное и демократическое государство. У каждого россиянина согласно Конституции много прав и свобод, в том числе и право выбора обучения. Каждый гражданин ищет там, где лучше. Кто-то учится в г. Ахтубинске за 27 500 рублей, при этом получая все необходимые знания и определенный комфорт. Кто-то ездит учиться за сто с лишним километров за 10 000 тысяч рублей надеясь на наш российский «авось». Это право каждого.
Но когда видишь исковерканные машины, покалеченных и погибших людей, задумываешься, А СТОИТ ЛИ ВСЕГО ЭТОГО ЭКОНОМИЯ НА ОБУЧЕНИИ.
И последнее. Данной статьей я хотел обратить внимание всех заинтересованных лиц на разрешение сложившейся ситуации по проведению экзаменов, портящей репутацию и автошколы, и Ахтубинского ГИБДД, да и района в целом.
Считаю необходимым вынести данный вопрос на обсуждении общественности, но перед этим обозначить данную тему или на комиссии по безопасности дорожного движения при главе МО «Ахтубинский район», или на круглом столе на студии «АТВ – Центр», с обязательным привлечением также и кандидатов в водители.
На мой взгляд, только совместными усилиями мы сможем найти, и я уверен, найдем выход из этой ситуации.
А то, что при решении данной ситуации, и автошкола, и ГИБДД, и местная власть заслужат себе уважение и авторитет в лице будущих водителей, я не сомневаюсь. В Ахтубинске живут замечательные люди. И поверьте мне, что очень приятно, когда водитель встречного автомобиля, еще вчера окончивший автошколу, приветливо тебе улыбается и машет рукой. Это дорогого стоит.
Заслуженный работник транспорта
Российской Федерации
Начальник Ахтубинской автошколы
ДОСААФ России Н. Черменцев