Уникальная история нарисовалась на общем собрании ведущих автошкол страны. Все участники требовали установить жесткий контроль за своей деятельностью.
Оказывается, проблема была закопана в необходимой документации для получения заключения о возможности этой самой деятельности. Каждый год мы видели рост аварийности среди молодых водителей, которые только-только получили права.
Каждый из нас, наверное, увидев странные и нелепые маневры на дороге, старался держаться от такого водителя подальше. Все они — плод обучения липовых автошкол и торговли правами. И именно для того, чтобы раз и навсегда закрыть эту тему, были приняты жесточайшие меры.
К контролю за автошколами вновь привлекли Госавтоинспекцию. Сейчас создаются стандарты тех, кто должен обучать водителя. А ранее были утверждены требования к экзаменатору. Пока еще висит в воздухе вопрос о приеме экзамена. Документ, который утвердит соответствующий порядок, все никак не может выйти из министерства внутренних дел.
Напомним, что год назад вступил в силу приказ министерства образования и науки об утверждении программ подготовки и переподготовки водителей. Согласно ему автошколы в обязательном порядке должны получать заключение ГИБДД о соответствии их программ примерным программам, подготовленным минобрнауки. Также автошколы должны предоставить ГИБДД свою материальную базу, включающую в себя классы, площадки, соответствующие требованиям, машины, оборудованные как положено.
И тут случилось чудо: большинство автошкол оказались абсолютно легитимными на этом рынке. Из 8089 автошкол сертификаты и заключения получили 65 процентов. То есть за бортом остались 2826 автошкол. Из них 12 процентов еще находятся в стадии получения заключения. А 23 процента вовсе не подавали заявление в ГИБДД.
Между тем у некоторых автошкол из тех, которые получили все необходимые аттестации и заключения, тоже выявляются проблемы в деятельности. Например, после получения заключения ГИБДД автошкола разрывает контракт с владельцем площадки или класса. В результате документы она имеет, но уже не имеет соответствующей материальной базы, которая фигурирует в документах.
Самый простой путь для решения этих вопросов — организовать постлицензионные проверки. Однако в ГИБДД считают иначе. По словам представителя Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Александра Лыткина, все необходимые механизмы созданы и прописаны в законах. Те толстые пачки документов по проверке автошкол имеют в себе всю необходимую информацию. Рособрнадзору остается только следить за тем, чтобы автошкола не меняла адрес обучения теории или практике.
Нарушения в любых из данных — повод для приостановления, а то и лишения лицензии. Но по непонятной причине Рособрнадзор не пользуется предоставленными ему данными от ГИБДД. В результате люди попадают в ловушки непонятных автошкол, которые хоть и не могут обучать водителей, но с радостью берут за это деньги.
Напомним, что только в Москве закрыто несколько офисов одной из автошкол, которая умудрилась облапошить более 400 человек. В договорах значилось, что она оказывает услуги по консультации в подготовке водителей. Но люди-то шли получать полноценное образование. Только после того, как количество заявлений перевалило за 100, правоохранительные органы взялись за это учебное заведение.
«Российская газета» — Федеральный выпуск №6787 (216)
PS. Получить информацию об учебных организациях которым разрешено вести подготовку водителей в Астраханской области можно на официальном сайте ГИБДД АО (http://www.gibdd.ru/r/30/drivingscools/?checkstatus=1)